ШИКАРНЫЙ ОТДЫХ ДЛЯ ЭКСТРИМАЛОВ:)

Некоторые впечатления от поездки в Приэльбрусье могут помочь тем,
кто только навострил лыжи в этот край.
О дороге: Самым удобным рейсом из Москвы следует признать 12:50 «Сибирь» из Домодедово.
Правда сама авиакомпания подкачала: нас держали на рулежке около часа, омывали антиобледенителем
и вообще приводили самолет в надлежащее состояние. Зачем при этом нужны пассажиры на
борту – загадка «сибирской» души. Но если вам повезло, и вы взлетели вовремя, уже в 14: 40 вы
обнаружите себя в непритязательном аэропорте Минеральных Вод. Местная «фишка» - выдача багажа.
Тачанка с мотором, с горой из лыж, бордов, рюкзаков и сумок заруливает в ангарчик и здесь
начинается самое интересное – разбор багажа владельцами. Реально никто ничего не контролирует,
так что «…выбирайте лыжи поновее…» - нормальная шутка на устах всех прибывших: -). Выбрав багаж,
вы превращаетесь в цель для водителей такси. Кстати, отсюда едут не только в Приэльбрусье, но и
на Домбай. Микроавтобус до Терскола стоит не меньше 2000 рублей. Обычный прайс – 300 рублей с
человека. При хорошей погоде и отсутствии пробок на границе Ставропольского края и
Кабардино-Балкарии, через три с половиной часа будете на месте. Обратно в Москву та же
последовательность – рейс «Сибири» в 12:40 из Мин Вод. Выезд из Терскола в 7:00- 7:30.
О проживании: Разместиться в частном секторе, а, проще говоря, на квартире можно за
200 – 250 рублей с носа. В квартирах почти всегда есть ТВ, встречаются микроволновки и
видеомагнитофоны. Впрочем, вы ведь кататься сюда приехали, не так ли? Можно заселиться в
гостиницу (вроде «Чегета»), но тогда лучше «забивать» путевку еще в Москве – дешевле будет.
Есть маленькая частная гостиница в супер-месте – в 50 метрах от станции подъемника
«Старый кругозор» - это конец первой очереди и начало второй. Правда, цена кусается – 500 рублей
с человека (без питания, само собой).
О еде: можно готовить самим, покупая продукты в магазинах Терскола. Можно кушать в кафешках
на Эльбрусе или Чегете. Все экономно и очень вкусно. Закладывая 200 рублей в день на набивание
желудка, вы гарантированно останетесь сыты.
О местных: Уравновешенные спокойные люди (балкарцы, кабардинцы). Вероисповедание – ислам.
Проблем с горцами мы не испытывали. Я ходил один ночью от Чегета до Азау вдоль дороги без страха. Мы ни разу не столкнулись с хамством. Скорее, это прерогатива туристов. Вообще, это грустное зрелище – здоровые дядьки, выгружающиеся из самолета уже пьяными «в …оно». Многовато бухаем, господа.
О подъемниках: это самое жуткое, с чем, скорее всего, вам придется столкнуться. И то,
что способно испортить настроение напрочь. На Эльбрусе – две очереди «вагонки»: от Азау –
до «Кругозора» и от «Кругозора» до «Мира». Далее – «креселка»а до высоты 3800 метров над
уровнем моря. Вставайте пораньше и стремитесь быть у касс в Азау уже в 8:00, тогда можете успеть сделать 2-3 спуска от Мира до Кругозора без пробок. Позже начинается dead – 2 часа стояния в Азау и час – на Кругозоре никого не удивляют. И ведь на самом деле, это не от количества людей (в Подмосковье бывает не меньше), а от чудовищно малой пропускной способности «канатки». Результат – конфликты в очереди вплоть до драк. Существует и так называемая «блатная» очередь, проходящая через «блатную» дверь. Прайс в ней – около 100 рублей за подъем, но точно не знаю – не пробовал. Абонемент на день стоит 300 рублей. Один подъем – 60. «Левак» канатчику за один подъем – 50 рублей. Этим летом поставили опоры новой дороги. Обещают провесить к следующему сезону, но только вот она будет идти только до Кругозора. Что будет, когда огромно количество людей будет доезжать сюда и желать подняться выше – до «Мира» представить я не в силах. На Чегете очереди чуть меньше. От Мира или после «канатки» при хорошей погоде можно добраться до «Приюта 11» (4100 метров) на ратраке. Цена вопроса 250 рублей с носа от «Мира».
О катании: ЭТО ПРОСТО ЛУШЕЕ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО СО МНОЙ В ЖИЗНИ… Теперь без эмоции. Если вы совсем
«чайник», мой совет – научитесь хотя бы стоять на лыжах или борде в Москве, и только потом
езжайте в большие горы. Для всех остальных – трассы и «вне трасс». Впрочем, «трасса» - здесь
понятие относительное. Нам повезло со снегом – его было много, и он был восхитителен. Минус -
при «плохой» погоде – «молоко»: снегопад, туман, когда небо сливается со склоном, «различимость»
и читаемость склона падает практически до нуля. Едешь не глазами, а коленями. Будьте осторожны,
не рискуйте зря. Зато, когда появляется солнце и синее небо… То, что откроется вашему взору,
невозможно передать с помощью «клавы» и мышки. Восторг.
О безопасности: Ни на секунду, даже задыхаясь от счастья каталова, не забывайте об осторожности.
По моему мнению, с этим у многих «райдеров» не порядок. Не катайтесь в одиночку и без знающих
людей вдали от трасс. Ни в коем случае не суйтесь на ледник с «Приюта», пусть он и пленяет
девственной чистотой снежного покрова. Эта девственность неспроста – ТРЕЩИНЫ в леднике под
снегом! Вообще, часто кажущаяся простота склона – обманчива. Службы на горе – полумифическое
явление. С их работой я не столкнулся (может и к лучшему). Любой неумный человек может
ломануться на горе куда угодно и остаться там навсегда. Кстати, в небольшом музее на
«Кругозоре»
о нам поведали, что в Приэльбрусье до сих пор лавины «сбивают» из пушек 38-года боевыми
снарядами…Нонсенс.
Надейтесь только на свою голову и головы ваших друзей. Любите «отжигать» вне хоженых маршрутов
(пусть даже неподалеку от трасс) – обзаведитесь хотя бы шлемом и скажите друзьям,
где планируете спускаться. Не дурно иметь рации. В рискованных спусках я для себя выработал
правило: Перед серьезным препятствием подумай… подумай еще… и еще. Если думаешь в четвертый
раз – откажись от спуска в этом месте. Перед прыжком с карниза или откуда-то еще, убедитесь,
что в зоне предполагаемой «посадки» вас не ждет камешек, припорошенный снежком…
Об «апре-ски»: Все развлекаются как могут. Большинство – коньяком. Кто где, но как я понял,
центр цивилизации – гостиница «Чегет». Алкоголь, настольный теннис, интернет-кафе и трэш-диско
в стиле ретро обеспечивает отдыхающим необходимый уровень гормона счастья. Увы, все это прошло
мимо меня – все счастье я получал в спусках с Эльбруса. После катания (которое продолжалось с
8 до 17), наша компания проводила время перед ноутбуком за просмотром «Винни- Пуха»,
«Топотыжки» и бестселлера «Тайна третей планеты». В общем, кому – что.
О лыжах: Прокат сносных лыж, досок и другого снаряжения есть везде – и в Терсколе и в Азау.
Я катался на своих Fischer RX8 Fti 180 cm этого сезона – лыжи оказались настойчивыми,
надежными и предсказуемыми с прекрасной хваткой. Но в крайний день я устал скакать в целине
с талией 66мм и решил взять в прокате широкие целинные лыжи…
Как оказалось, такие можно было раздобыть в «Альпиндустрии», чей магазин и прокат расположен
на дороге чуть ниже Терскола…
Об «Альпиндустрии» или особенности российского сервиса: Накануне крайнего дня вечеров я подъехал

к «Альпиндустрии». Итак, в ряду – несколько Rossignol Bandit - «иксы» и новые «бэхи»,
плюс – Elan Mantis 777. После беглого осмотра скользящей (в тяжелом прошлом) поверхности ВСЕХ
лыж, на душе стало печально – лыжи были жестоко убиты. Ни одной отремонтированной и приведенной
в порядок пары просто не было. Я не отступил, со скрипом взял наименее пострадавшие XXL 184 см,
с «рентальными» сопливыми креплениями, заплатил за это 300 рублей, оставил в залог паспорт,
подписал «договор», в единственном экземпляре, который почему-то остался у «прокатчиков» и
отправился в хижину. Во время подгонки креплений к ботинку, я обнаружил, что на одной из лыж
задняя часть креплений вместо четырех болтов держится только на двух, а еще два болта свободно
перемещаются в пространстве… Поругавшись матом, на утро я в 9:00 (официальное время открытия)
был у дверей магазина-проката. К 9:25 приехали «дамы-продавцы». В 9:30 я с парой Elan Mantis
(увы, только в «ростовке» 176см) и в конец расстроенный двинул на гору. Модель мне понравилась
– мягкие, послушные, только вот коротковаты мне, мягко говоря, и канты были круглыми. В чем я
убедился, выскочив из пухляка на кусочек фирна. Около десяти метров полета боком в тщетных
попытках зацепиться за склон закончились ничем. Повезло, что камней не было… Когда я добрался
«в вечере» до «Альпинудстрии», случился следующий диалог:
Я: - Ребята, что ж у вас лыжи такие мертвые…
Альпиндустрия: - Так их ремонтировать надо…
- Именно. Только ведь все лыжи в таком состоянии…
- Так не брали бы…
- Но вы ведь даете, значит отвечаете…деньги за это берете…Хотя бы канты точили, ладно –
скользяк…
- Это лыжи для фрирайда!
- ???
- Это лыжи для целины, причем здесь канты? На них по целине кататься надо!
- Но… канты… Вы не согласны , что канты лыж необходимо точить?
- Вообще, с гидами надо кататься!
- Но при чем здесь канты и состояние лыж??? Ведь люди на таких лыжах не в плуге катаются –
убраться не долго… А на «россиках» - крепления просто не держаться!
- (устало обреченно)… Ну, ладно, до свидания. Поточим мы канты… поточим…и починим… До свидания…

Такая вот грустная история. Так что подумайте несколько раз, прежде чем брать там экип…
За сим откланиваюсь. Если что – мыльте.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
главная
Сайт управляется системой uCoz